Запустить «Проклятые Земли» сегодня может оказаться весьма нетривиальной задачей. Игра создавалась для компьютеров конца 90-х и начала 00-х годов, в свободный доступ она официально не выкладывалась, а корректно установить все патчи и моды для новичка — задача нетривиальная.
Поэтому мы написали это руководство. В разделах ниже — подробно, но емко обо всех шагах для того, чтобы начать играть.
Но сначала нужно определиться, в какой режим хочется сыграть, чтобы не читать все подряд.
Для прохождения одиночной сюжетной части достаточно ознакомиться с разделами 1 и 2. Если хочется играть с поддержкой FullHD, тогда стоит установить стартер (см. раздел 3).
Для того, чтобы поиграть в сетевой режим, стоит также ознакомиться с разделами 3 и 4.
Если хочется установить моды для одиночной или сетевой игры, надо прочитать раздел номер 5.
Если ко всему прочему хочется создавать свой сервер, доступный через Интернет, в разделе номер 6 объясняем сетевую часть игры: адреса, порты, пробросы и т.п.
Вариант первый: «Авито», «Мешок» и другие площадки. Здесь можно купить не только б/у диски, но иногда даже новые запечатанные, но новые стоят очень дорого. Главное купить лицензионную версию; выходила она на 2 CD и в виде коллекционного издания, подробнее это описано в нашем разделе "Проклятые Земли -> Издания и обложки". Игра может быть версии 1.0 (первые тиражи) или версии 1.03.
Вариант второй: GoG-версия. Несколько лет назад "ПЗ" появились на площадке GoG.com, на которой продают старые игры.
На этом официальные легальные варианты заканчиваются. Само собой, есть торренты, репаки и т.п. Но их мы обозревать не будем, т.к. официально правообладателем в свободный доступ «Проклятые Земли» не выкладывались, и подобные действия можно осуществлять лишь на свой страх и риск.
Установка дисковой версии тривиальна и сопровождается указаниями инсталлятора. Игра не привередлива к пути и русским символам в названии папок. В зависимости от тиража, игра может быть версии 1.0 или 1.03. В любом случае ее нужно пропатчить до версии 1.06 вот этим патчем. По-умолчанию при запуске игра просит вставить в привод диск №2, однако владелец лицензионной копии может немного облегчить себе жизнь: установить NO-CD. Для этого нужно скачать архив с NO-CD, распаковать его и импортировать reg-файл (двойным кликом). После этого, чтобы у диалогов в сюжетной части была озвучка, нужно скопировать со второго диска файл speech.res в папку res в директории игры.
Установка GoG-версии
GoG-версия поставляется единым инсталлятором. Нужно лишь запустить его и выбрать директорию, куда игра и будет установлена. В GoG-версии доступны русский, английский и немецкий языки, рекомендуем выбирать русский для совместимости со стартером и модами. GoG-версию нужно также исправить чтобы можно было использовать со стартером. Делается это с помощью программки EIRT (eifixer).
Установка репаков
Репаки игры являются неофициальными и фактически не лицензионными копиями. Однако они встречаются весьма часто, поэтому упомянуть их стоит. При установке репака важно иметь ввиду версию игры: должна быть 1.06, а также список того, что включено в репак. Если он уже содержит стартер, плагин или другие компоненты, это упростит установку.
Восстановление установки
Может сложиться и другая ситуация: игра была установлена и настроена, но вы переустановили операционную систему или произвели другие действия, которые нарушили многочисленные записи в реестре. В итоге игра не запускается, стартер не работает или камера ведет себя как попало. На этот случай есть 2 решения. Первое - программка eireger, которая позволяет быстро восстановить пути к игре в реестре, в результате можно обновить записи, в т.ч. путь к файлу speech.res, если он был скопирован с диска в директорию игры. Второе - чистый reg-файл с параметрами из реестра, где все значения приведены по-умолчанию. Нужно лишь исправить путь к игре.
Одна из важнейших утилит для игры — стартер от Gipat.ru. Скачать его можно в нашем разделе «Файлы». Он добавляет поддержку широкоформатных мониторов, умеет отучать игру от CD, включать поддержку второй скорости в мультиплеере, указывать игре нужный мастер-сервер и т.д. Но главное — стартер позволяет запускать моды, не вмешиваясь в ресурсы игры. Подробнее об этом написано в разделе «5. Установка модов».
Стартер состоит из двух частей: сама оболочка, собственно стартер, и addon.dll или просто «аддон», который содержит логику подгрузки модов и модификации игры. Вначале нужно установить сам стартер последней версии. Для установки следует выбирать папку, отличную от папки игры! Например, если игра установлена в папку D:\Games\ei, то стартер можно установить в D:\Games\eistarter. Совмещать их не следует. Если программе установки не уастся найти в реестре запись о местоположении самой игры, она попросит указать ее вручную. Игра уже должна быть обновлена до версии 1.06. Вторым шагом нужно обновить addon.dll. Для этого нужно скачать последнюю версию из раздела «Файлы» и просто скопировать с заменой в папку стартера.
После установки стартера запускать следует только его. Проще всего это сделать с помощью ярлыка «Проклятые Земли (Дополнение)» на рабочем столе или напрямую запустив файл EIstarter.exe из той папки, куда он был установлен. После запуска открывается лаунчер, очень похожий на таковой самой игры, однако здесь есть возможность выбора мода для запуска и меню «Дополнение», где находятся настройки игры, которые добавляет стартер.
Есть еще одно фанатское расширение для игры, которое может работать параллельно со стартером и добавляет несколько важных новшеств: альтернативный мастер-сервер на тот случай, если официальный не доступен, возможность создавать сервера более чем на 6 игроков и т.д. Также плагин требуется для некоторых модов. о чем разработчики, как правило, предупреждают. Скачать его можно на форуме gipat.ru
В сетевой режим «Проклятых Земель» можно играть в одиночку или компанией. В любом случае нужно создать сервер, делается это в самой игре, и в простейшем случае не требует дополнительных действий. При создании можно поставить галочку «закрытый сервер», тогда эта игра не будет публиковаться на мастер-сервере игры. В таком режиме можно играть соло или с кем-то, кто находится в одной локальной сети с создавшим сервер.
Мастер-сервер — это список всех серверов, активных в данный момент, с их адресами, и подключиться к ним можно прямо из этого списка. Доступен он в меню «Cетевая игра» по нажатию кнопки «Список». Указание же просто имени сервера и нажатие кнопки «Принять» создаст новый сервер.
Важно понимать: другие сервера могут быть запаролены, и подключиться без пароля не выйдет. А при подключении к открытым серверам желательно заранее уточнить, не играют ли на нем с модами. Сама игра не знает о модах, и подключиться к такому серверу можно как с «ванильной» версии и также модифицированной. Другой вопрос, что при несовпадении ресурсов на сервере и клиенте возможны ошибки, вылеты и даже повреждения файлов персонажей. Поэтому стоит быть внимательным или заранее договариваться об игре. Сделать это можно в группе во «Вконтакте», в чате в «Телеграм» или Discord.
Индикатором доступности сервера является поле «Пинг». Если в нем указано значение 9999, значит сервер либо уже окончил работу, либо недоступен. Подключиться к нему не выйдет. А вот если его значение измеряется в десятках или сотнях — он доступен для подключения.
Моды к игре можно разделить на одиночные, многопользовательские и те, которые не влияют на игровой процесс.
Одиночные моды меняют основную сюжетную кампанию или добавляют новые миссии. К ним относятся «Весна на Джигране», «Жамевю», New Year Mod 08 и т.д.
Многопользовательские моды меняют сетевую часть: добавляют новые задания, меняют характеристики вещей, врагов, добавляют новое оружие и т.д. Сюда относится большинство модов к игре. Это: ei-mod, Honest Group Mod, Classic-mod, «Гипат в огне», «Ингос во тьме» и многие другие.
Последняя категория на момент написания этого руководства представлена двумя модами: HD Pack от Durane и HD Lands от Atom. Оба улучшают графику.
Выбрать мод для игры бывает непросто, в каждом свои особенности. Игра без модификаций представляется классическим вариантом «Проклятых Земель», однако многим кажется более скучной. Хороший старт для не искушенного игрока — ei-mod или Evil Mod. А если опыта уже набралось достаточно и хочется чего-то поинтереснее, отличные варианты HG mod или Classic-mod, включающие в себя массу нововведений и целые новые механики.
Важно понять принцип установки модов. Как правило, на нашем сайте на странице модов в одноименном разделе «Проклятые Земли -> Моды» указано, под стартер данный мод или нет. Моды под стартер устанавливаются в папку стартера в подкаталог mods, после чего такой мод можно выбрать в самом стартере в выпадающем меню. Мод должен быть в отдельной папке с файлом config.reg. Создавать дополнительные вложенные папки не стоит. Такие моды не модифицируют ресурсы игры.
Второй вид модов — не под стартер. Они устанавливаются в папку самой игры и, как правило, перепаковывают ее ресурсы. Такие моды нельзя выбрать в стартере, они «вшиваются» в игру и остаются там навсегда. Таким образом, они модифицируют ресурсы игры. Лучший пример — HD Pack от Durane. После его установки любые моды, запущенные через стартер, будут уже со всеми изменениями HD Pack. Это удобно, т.к. мод улучшает графику. Но для других модов стоит создать отдельную копию игры, установить его туда, а оригинал оставить для стартера и прочих модов, чтобы не получалось наложений одного мода на другой.
Большинство модификаций сделаны для стартера, однако всегда важно учитывать, как именно устанавливается нужный мод. Важно отметить и еще один вариант. Например, classic-mod использует собственные скрипты, чтобы скачать и установить все необходимое, включая последнюю версию мода, однако при этом доабвляет массу других файлов, что тоже фактически модифицирует самую игру, поэтому можно использовать чистую версию под стартер или иметь отдельную копию игры для него.
Чтобы понять особенности работы сетевого режима «Проклятых Земель», нужно пояснить ключевые понятия:
* «мастер-сервер» — это ресурс в сети Интернет, к которому игра обращается каждый раз, чтобы загрузить список активных серверов или сообщить, что был создан новый.
* «сервер» — это локальный экземпляр сетевой игры, который создает один игрок, чтобы проходить сетевой режим в одиночку или чтобы к нему подключались другие игроки.
Каждый раз, когда создается сервер, если не установлена галочка «закрытый сервер», игра отправляет на мастер-сервер информацию об адресе созданного сервера. К серверу можно подключить, если другие игроки находятся в одной локальной сети с сервером или через Интернет, указав принудительно адрес либо через список серверов.
Для того, чтобы к серверу могли подключаться из глобальной сети, нужен публичный («белый») IP-адрес и проброшенный порт. В современном мире провайдеры не всегда выдают абонентам «белые» IP-адреса. Если такая услуга не была заказана дополнительно, то можно проверить, какой адрес выдает провайдер. Для этого нужно зайти на роутер и посмотреть IP-адрес на настроенном подключении. Велика вероятность, что это PPPoE, IPoE или L2TP подключение. Если адрес на нем попадает в диапазон с 100.64.0.1 до 100.127.255.254, скорее всего ничего не выйдет, так как провайдер выдал «серый» адрес, то есть такой, который напрямую не доступен из Интернет. Второй способ проверить — сравнить IP-адрес подключения на роутере и адрес, который выдают сервисы вроде 2ip.ru или myip.com. Если они совпадают, значит адрес «белый».
Сетевой протокол игры устроен следующим образом: сервер принимает входящие подключения от игроков на порту UDP 8888, о чем сообщает мастер-серверу. Мастер-сервер записывает в свою таблицу эти данные. Соответсвенно, игроки, когда обновляют список серверов, получают эту таблицу со списком всех активных серверов и пытаются подключиться по публичному адресу сервера на порт UDP 8888. Все соединения происходят напрямую, от игрока к серверу, минуя мастер-сервер. «Проклятые Земли» создавались давно, и в игре не предусмотрено механизмов обхода NAT или поддержки UPnP.
Проброс порта (Port Forward) — это способ указать роутеру, что мы запустили сервер и хотим принимать подключения к нему не на самом роутере, а на компьютере, который подключен к Интернету через этот роутер. Поэтому чтобы корректно настроить проброс портов, нужно разобраться с адресами.
В наиболее распространенном сценарии компьютер находится в домашней сети и выходит в интернет через роутер. При этом на роутере работает механизм NAT, который преобразует локальные адреса в публичный, предоставленный провайдером, и наоборот. Стоит оговориться: приведенные ниже термины общепринятые, и в конкретном роутере нужные поля могут называться иначе, но логика работы будет все равно схожей.
«Локальный адрес» — адрес из локальной сети, который назначен компьютеру; посмотреть его можно, например, вызвав cmd.exe и набрав команду ipcofig. В итоговом сообщении будет строчка вида IPv4 Address. . . . . . . . . . . : 192.168.1.50.
«Публичный адрес» — адрес, предоставленный провайдером. Посмотреть его можно на роутере.
«Внешний интерфейс» — интерфейс на роутере, через который компьютер выходит в интернет. Это может быть PPPoE-интерфейс, L2TP-интерфейс, ISP, WAN и т.п.
Далее нужно зайти в веб-интерфейс роутера и найти раздел, в котором производится настройка. Он может называться Port Forwarding, Переадресация портов, NAT и т.п. Нужно создать правило, логика которого такова: внешний интерфейс, порт UDP 8888 переадресовать на локальный адрес компьютера, порт UDP 8888.
Попробуем продемонстрировать это на примере настройки роутера Zyxel Keenetic первого поколения.
Официальные инструкции по пробросу портов от производителей роутеров:
Проблема при запуске стартера: The MSS DLL file is installed in the Windows or Windows system directory - it must be instaleed in the application directory.
Решение: удалить файл Mss32.dll из папки c:\Windows\SysWOW64 (для 64-разрядной ОС). Для данной операции нужны права адмнистратора.
Игра «Магия Войны: Тень Повелителя» Екатеринбургской студии Targem могла выйти в 2003 году под названием «Аллоды 3». Правами на серию в то время владела компания «Бука». К сожалению или к счастью, не сложилось.