Статья написана по материалам интервью с Сергеем Орловским, директором компании Nival Entertainment, а также на основании прохождения миссий в рабочей демоверсии. В последнем ое содействие оказал ведущий программист Петр Высотин.
Создатели

Команда разработчиков Nival Entertainment образовалась в 1996 году. Примерно за год она сделала игру, которая теперь имеет все шансы стать заметным событием не только в России, но и во всем мире. Я говорю сделала, потому что в Allods: Sealed Mystery уже можно играть, причем не только в версию для одного игрока, но и по сети. Знаете, что бросается в глаза при посещении офиса Nival? Впечатляет то увлечение, с которым они играют в собственное детище. Мне показалось, что в этот момент все забывают о спрайтах и пикселях и чувствуют себя самыми обычными игроками.

Сейчас в составе Nival шестнадцать человек. Основу коллектива составляют те самые высококлассные спецы из “Мир–Диалог”, которые создали в свое время “Морские легенды”. Среди их товарищей по команде есть и не менее опытные программисты, благодаря которым увидел свет знаменитый Total Control, изданный компанией DOKA.

Замысел и его метаморфозы

Изначально Allods: Sealing Mystery, тогда еще прозывавшийся MoonSeven, был задуман как стратегическая игра на базе фэнтезийного мира, причем для пользователей Интернет. Однако со временем игровая концепция стала радикально изменяться. В Nival пришли к мнению, что гораздо лучше сделать полноценную игру для одного игрока, а уже затем достраивать в нее многопользовательскую поддержку.

В жанровом отношении Allods можно охарактеризовать как смесь Diablo и Warcraft (звучит интригующе, неправда ли?). От Diablo игра отличается в первую очередь тем, что:

С Warcraft ее роднит то, что: Но, как вы понимаете, такова игровая модель Allods в целом. Дальше начинаются частности. И частностей здесь — великое множество.
Когда рушится мир

Игровой мир состоит из множества островов, которыми заведуют Великие Маги. Острова разбросаны в пространстве, и жизнь на каждом из них теплится только благодаря усилиям местного мага. Не потому, что он такой хороший, а потому, что деваться ему некуда. Если он бросит все на произвол судьбы, то остров просто распадется, со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Кстати, виноваты в данной прискорбной ситуации сами маги. Захотелось им, понимаешь, задешево получить знания, богатство и процветание для подопечных. Вот и решили они копнуть планетку поглубже, чтобы добыть энергии побольше. Но - не судьба. На свободу вырвались некие темные силы, с которыми они совладать не сумели. Тут же начались природные катаклизмы. И когда острова стали разрушаться - все Великие Маги бросились по своим уделам и засели в свои любимые башни, где немедленно применили свое искусство. Чем опытнее и мощнее был маг, тем больший участок территории острова удалось ему сохранить...

Мир изменился. И теперь уже маги были вынуждены непрестанно находиться в своих башнях, ибо противное вызвало бы дальнейший распад островов.

(Кстати, этот факт и дал название самой игре. Allod - средневековое обозначение владения, хозяин которого никому не подчинялся. Был сам себе сюзереном и не платил никому ни дани, ни подати. Зато и обидеть его мог каждый. Особенно, если покидал он свои земли, неважно под каким предлогом.)

Так прошло три столетия... Нынче же пришло ваше время ступить на земли одного из островов–аллодов. Острова, тайна которого охраняется печатью самого Великого Мага Скракана.
 

Герои и наемники

Ваша партия (иначе - команда, иначе - грозное и всесокрушающее войско) состоит из трех разновидностей воинов и магов.

Первая “разновидность” представлена в единственном экземпляре. По идее, данная разновидность - это вы и есть. Как и во всякой RPG, перед началом игры вам предстоит создать персонаж главного героя, который и станет вашим представителем в мире Allods (нечто похожее реализовано и во Всеславе Чародее). К сожалению, выбор здесь весьма невелик. Вы можете играть за воина или мага, которые могут, в свою очередь, быть мужчиной или женщиной. Итого - 4 варианта.

Вторая “разновидность” - разномастные герои, которые будут присоединяться к вашей команде по мере прохождения миссий. Каким образом это происходит? Проще некуда. Допустим, где-то в углу карты, схоронившись в ущелье, прячется некий воитель меча и топора. И никуда сей воитель деться не может, потому как выход из ущелья запружен ужасными тварями. Как только миссия начинается, вы этого воителя видите, однако управлять им не можете. И сможете не раньше, чем продвинетесь по карте к нему поближе и, по возможности, покоцаете заперших его в ловушке тварей.

У каждого из присоединяющихся по ходу прохождения миссии героев есть собственная история, и действуют они сообразно собственным мотивациям. Другими словами, вполне возможно, что герой может отважиться даже и на предательство, либо же проявить какую другую храбрость или подлость. Впрочем, сейчас нельзя сказать в точности, будет ли подобная возможность реализована в финальной версии Allods.

Максимальное количество героев, которыми вы сможете управлять во время очередного задания, - восемь человек.
И последняя “разновидность” - наемники. Как и следовало ожидать, отличительной чертой всякого наемника является то, что его надо нанимать. За плату, разумеется. Факт найма происходит в промежутке между миссиями на экране города, о котором речь пойдет страницей дальше. Что же касаемо денежных средств, то их вы раздобываете по системе Diablo: монстра зарубил - что осталось, то и поднял - чего утащил, то и продал; или второй вариант: по карте походил, мешочков, мешков и мешищ поднабрал, и по окончании миссии опять же все лишнее продал и толику обогатился.

Если обратиться к сюжету, то всего в игре существует 15 групп наемников, по 5-15 человек в каждой. Они бесцельно слоняются по острову, пребывая в ожидании, пока кто-нибудь проплатит их высокоценимые услуги. Если не считать ограниченной популяции, то наемники могут быть призваны в команду в любом количестве (тут единственный сдерживающий фактор - финансы).
 

Порубиться и пообщаться
Игра разбита на 16 основных и 16 бонусных миссий. Доступ к последним будет предлагаться вне зависимости от ваших успехов или неудач. Цель этих дополнительных походов - помочь игроку “навернуть” героев и обновить их гардероб/вооружение.

События каждой миссии разворачиваются на соответствующей заданию карте. Карта являет собою ландшафт (максимальный размер - 240x240 квадратов), богато усеянный разного рода растительностью и населенный приличным числом живых существ. В начале миссии большая часть карты затемнена (Fog of War).

Allods относится к разряду псевдотрехмерных стратегий (самые близкие примеры - Earth 2140 и Dark Reign). Фактура местности сказывается в первую очередь на передвижении юнитов. Например, скорость подъема на холм ниже, чем скорость движения по открытой равнине. И еще одно: с поднятием на возвышенность у юнита увеличивается радиус обзора.

Важным моментом следует считать тот факт, что в игре предусмотрено аж 8 скоростей протекания времени. Преимуществ подобному можно сыскать массу. Например, вы получаете возможность скоротать время, когда скучаете в засаде, ожидая появления неприятеля.

Все миссии снабжены заданиями, которые необходимо выполнить для одержания победы. Предположим, что требуется отыскать и отправить к праотцам такого-то злого волшебника. Изначально вы, скорее всего, не имеете ни малейшего представления, где этот нехристь рода человеческого может обретаться. Что ж - вы принимаетесь за исследование карты, периодически натыкаясь на скопления разнообразных монстров и аккуратно их приканчивая (либо же применяя тактику изматывания противника бегом - зависит от личной доблести играющего). Периодически вы набредаете также и на NPC (нейтральных персонажей, которые к вашему воинству не присоединяются и при этом врагами не являются), у которых консультируетесь, где чего находится. В конце концов вы отыскиваете упомянутого властителя запредельных сил, громите обороняющие его неприкосновенность элитные толпы особо кровожадных тварей, и - задание миссии выполнено.

Однако, что приятно, вы не окажетесь сию же секунду вывалены на экран города, появляющийся после успешного завершения миссии. Вам предоставляется возможность (при желании) побродить по карте, добивая остатки попрятавшихся по закоулкам тварей и дособирая все недособранное.
 

В городе

Как уже не раз сообщалось, героически завершив миссию, вы переноситесь на экран города. В городе есть магазин, таверна и тренировочный зал.

Магазин, как и следует из его названия, предназначен для свершения операций купли–продажи. Продаете вы все те собранные на миссии предметы, которые для вас ценности не представляют. А покупаете, соответственно, оружие, доспехи и прочее подобное необходимое.

В таверне осуществляется набор наемников.

В тренировочном зале вы за достаточно значительные деньги осуществляете тренировку героев по каким–либо их характеристикам, связанным с умением обращаться с холодным оружием или с мастерством во владении заклинаниями.
 

Не числом, а уменьем

Основа тактики Allods - бережное обращение с каждым входящим в состав команды персонажем и тщательное планирование каждого поединка.

Допустим, нападает на вас орда клыкастых троглодитов зверской наружности. Можно, конечно, броситься в атаку “шашки наголо” - и положить всю команду. А можно отступить в узкое ущелье. Вперед выставить воина, а позади него расположить мага со способностью лечения. Троглодиты станут протискиваться в ущелье по одному, и воин их будет одного за другим укладывать. Что же касается мага, то его задачей станет постоянно подлечивать получаемые воином раны.

Есть и другие варианты. Например, “напылить” на воина огнезащитное заклинание и бросить его в самую гущу монстров. Как только храбреца обступят со всех сторон - наколдовать на тварей лавину огня. Защищенный воин останется невредим, в то время как монстры окажутся испепеленными.

Богатство игровых возможностей поднимается до столь высокой степени, что вы можете даже и уничтожить взятого на миссию наемника, дабы заполучить какие-то уникальные предметы его экипировки и напялить на своего основного героя. Однако предпринимать подобные вероломные действия не рекомендуется. Хотя бы потому, что наемников доступно в игре не так уж и много. И будет верхом неразумности прийти на последнюю миссию с командой, состоящей сплошь из одних героев (а как вы помните, максимальный показатель значения “сплошь” не превышает восьми).

Обратимся к противникам. Всего в игре около 30 видов монстров, и от уровня к уровню вас ждут разборки со все более мощными звероящерами. Тела зарубленных страхолюдов, как и в Warcraft, быстро “разлагаются” и исчезают с карты. Однако - свежеиспеченный труп, пока он окончательно не спекся, можно оживить соответствующими случаю заклинаниями. Герои, наемники и зомбированная нежить - подобный войсковой состав станет вполне обычным явлением на поздних миссиях Allods.
 

Умри в огне

В Allods применяется весьма проработанная система магии, заклинания которой основаны на пяти стихиях: земле, воздухе, воде, огне и Астрале. К слову говоря, если в самом начале игры, избирая основного героя, вы остановите свой выбор на волшебнике, то вам потребуется также еще и выбрать предпочтительный для него тип магии.

На данный момент магические заклинания находятся в стадии разработки и доводки, и вдаваться по их поводу в подробности не хотелось бы. Потому как, скажем, заклинание FireWall смотрится потрясающе: сферический участок местности воспламеняется, и всякий, кто попадает в зону действия огня, оказывается либо на грани гибели, либо далеко за ее гранью. Однако, при всей своей эффектности, данное заклинание должно вовсе не круг пламенный зажигать, а стену огненную возводить, как то в Diablo было.

Иными словами, магия обещает быть разнообразной и впечатляющей, но какой именно - да убоимся говорить ранее срока.
 

Кладовка в заплечье

В Allods имеется более 300 (!) немагических предметов, которые можно одеть на персонаж или использовать в качестве оружия. А в дополнение к ним - еще и масса всякого магического снаряженья.
Inventory у персонажей вашей команды присутствует. Более того - оно является безразмерным, и помещаемое в него количество предметов ничем не ограничено. За исключением того немаловажного факта, что герой, который тащит на себе воз, будет и сам тащиться со скоростью этого воза.
Вопрос: Можно ли навесить на персонажа такой набор доспехов, что он будет переть, как танк, сметая всех и вся на своем пути?

Ответ: Навесить-то можно, только подобная экипировка будет стоить безумных денег. Причем стоит помнить, что на каждое действие обязательно найдется свое противодействие. Например, не каждые доспехи защитят от магии...
 

Наше “фи!” системе AD&D

Разработчики решили не использовать классическую AD&D’шную систему представления показателей персонажей и предметов, которая может оказаться трудоемкой для понимания, если вы с ней не особо знакомы.

В Allods был применен значительно более прозрачный принцип: “чем больше, тем лучше”. Доспехи с показателем 50 более качественны, чем доспехи с показателем 40. Никаких тебе отрицательных значений и уравнений типа “кинжал 1D4+1”. Опять же: упрощение в пользу играбельности.

Мастерство персонажа растет непрерывно. Чем чаще герой применяет некое оружие или магию, тем быстрее повышается его умение по обращению с данным оружием или магией.
 

Лучнику - стрелу пускать, а воину - мечом махать

В ситуации, когда приходится выполнять задания малым количеством войск, резко возрастает роль каждого юнита, а вместе с этим и необходимость в продуманном, четком и удобном управлении.

Что ж, в Nival постарались. Управление действительно удобно и во многом аналогично применяемому в real–time стратегиях. Кроме “мышиных” команд, широко используются и различные горячие клавиши, дающие возможность моментально отдать нужное приказание. Есть и комбинированные команды, только–только начинающие появляться в стратегическом жанре (примеры - Dark Reign, Total Annihilation). Например, “Swarm” - двигаться в указанную точку, при появлении противника - атаковать.

Очень удобной представляется и возможность постоянного применения магом указанного заклинания. Например, непрерывное лечение сражающихся воинов.

Следует также отдать дань почтения возможности задания группе боевого порядка. Любители RPG прекрасно его знают: впереди мощные, защищенные лучшими доспехами воины, за их широкими спинами - лучники и маги. Причем порядок соблюдается и при движении. Не то что в Warcraft, где лучники и маги каждый раз стремятся броситься врукопашную...

Что же касается искусственного интеллекта, то здесь позволим себе воздержаться от преждевременных суждений, как и в случае с магией. Известно, что AI разработчики уделяют большое значение, прорабатывая как поведение монстров, так и персонажей вашей команды. Противник в первую очередь атакует магов, потом напускается на лучников, и лишь под конец принимается сгрызать воинов. И даже более того: участники вашей команды, не получив иного приказа, также первым делом атакуют стреляющие юниты противника.

Мышисты и леопольдовцы

В отличие от Diablo или Warcraft, цель игры в режиме multiplayer не сводится к банальному уничтожению противников. Каждый из игроков сможет выбрать именно ту модель поведения, которая ему в большей степени по душе. Можно быть добрым и со всеми дружить. Почти как кот Леопольд. А можно и злым заделаться, чиня пакости направо и налево (короче, уподобляясь терроризировавшим миролюбивого котяру мышам). Какой из вариантов лучше?

В обоих случаях есть свои сильные и слабые стороны. Если ваша доброта граничит с наивностью, то можете оказаться пойманными на какой-нибудь подлости другого игрока. Если же вы - прожженный мышист (в смысле похожести на названных мышей и в смысле пристрастия к опробованию своей реакции на соединениях противника), то будьте готовы к постоянным нападкам как бы миролюбивых “леопольдовцев”.

Максимальное количество играющих по сети - 16 человек. Город в этом режиме отсутствует, а магазин располагается прямо на карте.

В дальнейшем предполагается организация бесплатных серверов в Интернет, где в одной игровой сессии сможет принимать участие до 50 человек.

Кратко о прочем
  Послесловие
Мы желаем успеха студии Nival Entertainment и их проекту - Allods: Sealed Mystery. И выражаем надежду на то, что игра получится действительно великая. Но, разумеется, спешить с окончательными выводами не станем. Полная версия Allods должна выйти в начале следующего года. В России игра издается компанией Buka Entertainment, права на издание за пределами России переданы SSI.
 
Игорь Бойко,
Иван Самойлов